Борова Асият Руслановна
Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х. М. Бербекова
Аннотация. Работа представляет собой достаточно неожиданную трактовку традиционной колористики адыгской поэзии и, в частности, проблемы практического отсутствия в ней оппозициональных колористических пар. В исследовании констатируется ориентация национальной лирики на образность, в основе которой лежат поэтические универсалии с предпочтением визуальной рефлексии, а также вскрываются причины преимущественного употребления кабардинскими авторами цветовых обозначений в их прямом, зрительном значении.
Ключевые слова и фразы: кабардинская поэзия, колоратив, архетип, цветовая оппозиция, символика цвета, поэтическая универсалия, визуальная рефлексия, фольклор, Kabardinian poetry, colour term, archetype, colour opposition, symbolics of colour, poetical universal, visual reflection, folklore
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Аверинцев С. С. Два рождения европейского рационализма и простейшие реальности литературы // Человек в системе наук: сб. ст. / сост. Е. В. Филиппова, отв. ред. И. Т. Фролов. М.: Наука, 1989. С. 341-348.
Борова А. Р. Эстетические архетипы адыгской поэзии: генезис и межкультурный обмен. Нальчик: Издательский отдел КБИГИ, 2015. 206 с.
Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и "сердечного воображения". СПб.: Тип. Имп. Академии наук, 1904. 546 с.
Ермилова Е. В. Теория и образный мир русского символизма / отв. ред. С. Г. Бочаров. М.: Наука, 1989. 174 с.
Костюков В. П. Буддизм в культуре Золотой Орды // Тюркологический сборник. 2007-2008 (2009). История и культура тюркских народов России и сопредельных стран. М.: Восточная литература, 2009. С. 189-236.
Культурные связи в Европе эпохи Возрождения: сб. ст. / отв. ред. Л. М. Брагина. М.: Наука, 2010. 231 с.
Лосев А. Ф. История античной эстетики: в 8-ми т. М.: Искусство, 1969. Т. 2. Софисты. Сократ. Платон. 594 с.
Лотман М. Ю. Символизм // Русская литература XX века: школы, направления, методы творческой работы: учебник / науч. ред. С. И. Тимина. СПб.: Logos; М.: Высшая школа, 2002. С. 13-30.
Морозов А. А. Из истории осмысления некоторых эмблем в эпоху Ренессанса и барокко (Пеликан) // Миф, фольклор, литература: сб. ст. / отв. ред. В. Г. Базанов. Л.: Наука, 1978. С. 39-41.
Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов / под ред. Е. В. Гиппиуса. М.: Советский композитор, 1990. Т. 3. Ч. 2. 485 с.
Нарты: адыгский героический эпос. М.: Наука, 1974. 569 с.
Фёдоров Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига: Зинатне, 1988. 456 с.
Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1990. 490 с.
Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. М.: Издание Р. Элинина, 2000. 368 с.