ФОРМЫ АВТОРСКОГО ПРИСУТСТВИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
Андросова Фекла Семеновна
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Аннотация. В статье рассматривается проблема авторского присутствия в художественном произведении и терминологический аппарат присутствия автора в тексте. Анализируются различные подходы к толкованию понятий, связанных с обозначением категории "автора" в художественном тексте. Представляется, что при чтении художественного произведения читатель имеет дело с авторским сознанием, отраженным в тексте. Читатель, декодируя средства текста, строит аналог авторского сознания, т.е. "модель авторского сознания".
Ключевые слова и фразы: авторское присутствие, авторское сознание, модель авторского сознания, мировоззрение, читатель, познание, моделирование, author’s presence, author’s consciousness, model of author’s consciousness, world outlook, reader, cognition, modeling
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Баламакова М. В. Авторская интонация в тексте (стилистическая графика в фонетическом освещении): дисс. … к. филол. н. Иваново, 1998. 194 с.
Барт Р. Избранные произведения: семиотика и поэтика. М.: Прогресс, 1989. 615 с.
Брандес М. П. Стилистика немецкого языка. М.: Высшая школа, 1983. 320 с.
Бутакова Л. О. Авторское сознание в поэзии и прозе: когнитивное моделирование. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. 322 с.
Валгина Н. С. Теория текста. М.: Логос, 2003. 280 с.
Виноградов В. В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971. 240 с.
Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / отв. ред. Г. В. Степанов. М.: ЛКИ, 2008. 144 с.
Гацура Н. И. Особенности авторского сознания в разножанровых произведениях О. Хаксли // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Волгоград: ВГПУ, 2010. № 10. С. 159-162.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. М.: Русский язык, 1998. Т. 2. И - О. 779 с.
Журтова О. А. Роль авторской графики в просодической реализации информационной структуры художественного текста (на материале англоязычной художественной прозы второй половины XX века: дисс. … к. филол. н. М., 2005. 185 с.
Зорина Е. С. Авторская модальность как организующая категория художественного повествования (на материале сборника рассказов В. Набокова "Весна в Фиальте"): дисс. … к. филол. н. СПб., 2005. 195 с.
Копытов О. Н. Образ автора и авторское начало: разграничение и области применения понятий // Вестник Томского государственного университета. Томск: ТГУ, 2010. № 334. С. 11-14.
Корман Б. О. Избранные труды по теории и истории литературы. Ижевск: Удмуртский университет, 1992. 236 с.
Ладыгин Ю. А. Актуализация личностных смыслов автора в системе коннотативных значений французского прозаического художественного текста: автореф. дисс. … д. филол. н. Иркутск, 2000. 40 с.
Лотман Ю. М. Структура художественного текста [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruthenia.ru/lotman/ papers/sht/1.html (дата обращения: 22.04.2012).
Лотман Ю. М. Тезисы к проблеме "Искусство в ряду моделирующих систем" [Электронный ресурс]. URL: http://philologos.narod.ru/lotman/thesis.htm (дата обращения: 16.05.2012).
Мельничук О. А. Повествование от первого лица. Интерпретация текста. М.: МГУ, 2002. 208 с.
Тэн И.-А. История английской литературы // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: трактаты, статьи, эссе / под ред. Г. К. Косиковой. М.: Изд-во Московского университета, 1987. С. 72-94.
Шмелева Т. В. Текст сквозь призму метафоры тканья // Вопросы стилистики. Саратов, 1998. Вып. 27. С. 68-74.
Юнг К. Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: трактаты, статьи, эссе / под ред. Г. К. Косиковой. М.: Изд-во Московского университета, 1987. С. 214-231.
Eco U. Lector in fabula. Le r?le du lecteur ou la Coop?ration interpr?tative dans les textes narratifs. Paris, 1985. 315 p.