ИНДОБУДДИЙСКАЯ ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: "ПОВЕСТЬ О ВАРЛААМЕ И ИОАСАФЕ" КАК ПАМЯТНИК КУЛЬТУРНОГО ПОГРАНИЧЬЯ
Бекметов Ринат Ферганович
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Аннотация. Статья содержит анализ древнерусской переводной "Повести об отшельнике Варлааме и царевиче индийском Иоасафе". Подчеркивается необходимость е? рассмотрения в качестве литературно-дидактического и религиозно-философского памятника, расположенного на перекрестке различных культурных традиций. "Повесть" представляет собой "объединительный знак" - феномен особого рода, преодолевающий, несмотря на апологию одного вероучения, границы национальных и конфессиональных миров. Хотя вопрос о происхождении "Повести" оста?тся открытым, индобуддийская образная система в ней наличествует, указывая - в переводном варианте - на глубинную связь средневековой Руси и Востока. Из ближайших задач - изучение рецепции "Повести" в разные периоды развития русской литературы, а также целостный, не по фрагментам, перевод этого произведения на современный русский язык.
Ключевые слова и фразы: "Повесть о Варлааме и Иоасафе", древнерусская литература, индобуддийский контекст, культурное пограничье, диалог, текст, "The Story of Barlaam and Josaphat", Old Russian literature, Indo-Buddhist context, cultural frontier, dialogue, text
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Веселовский А. Н. Византийские повести и Варлаам и Иоасаф // Журнал Министерства народного просвещения. 1877. № 7. С. 122-154
Веселовский А. Н. О славянских редакциях одного аполога Варлаама и Иоасафа // Записки Академии наук. 1879. Т. 34. С. 63-66.
Державина О. А. "Пролог" в творчестве русских классиков XVIII-XX вв. и в фольклоре // Литературный сборник XVII века "Пролог": сб. ст. / под ред. А. С. Д?мина. М.: Наука, 1978. С. 155-170.
Житие и жизнь преподобныхь отець нашихь Варлаама пустынника и Иоасафа царевича Индийскаго. Творение преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина. СПб.: Литография А. Беггрова, 1887. 538 с.
Жуковский В. А. Две повести (подарок на Новый год издателю "Москвитянина") [Электронный ресурс]. URL: http://www.feb-web.ru/feb/zhukovsky/texts/zhuk4/zh2/zh2-437-.htm (дата обращения: 18.12.2015).
Кирпичников А. И. Греческие романы в новой литературе: Повесть о Варлааме и Иоасафе. Харьков: Изд-во Императ. Харьковского ун-та, 1876. 268 с.
Кузнецов Б. И. Повесть о Варлааме и Иоасафе (к вопросу о происхождении) // Труды отдела древнерусской литературы. 1979. Т. 33. С. 238-245.
Майков А. Н. Три правды сказка [Электронный ресурс]. URL: http://www.chistylist.ru/stihotvorenie/tri-pravdy-skazka/maikov-a-n (дата обращения: 18.12.2015).
Мельников-Печ?рский П. И. В лесах: в 2-х кн. / вступит. статья В. Мещерякова. М.: Художественная литература, 1977. Кн. I. 621 с. Кн. II. 557 с.
Повесть о Варлааме и Иоасафе. Памятник древнерусской переводной литературы XI-XII вв. / подгот. текста, исслед. и коммент. И. Н. Лебедевой. Л.: Наука, 1985. 296 с.
Повесть о Варлааме пустыннике и Иоасафе, царевиче индийском / пер. с араб. В. Р. Розена; под ред. и с введ. И. Ю. Крачковского. М. - Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1947. 188 с.
Рерих Н. К. О Вечном… М.: Республика, 1994. 462 с.
Северянин И. Громокипящий кубок: стихотворения. СПб.: Азбука-классика, 2010. 288 с.
Толстой Л. Н. Исповедь // Толстой Л. Н. Собрание сочинений: в 22-х т. М.: Художественная литература, 1983. Т. XVI. С. 106-165.
Топоров В. Н. Дхаммапада и буддийская литература // Топоров В. Н. Дхаммапада / пер. с пали; введ. и коммент. В. Н. Топорова. М.: Изд-во восточной литературы, 1960. С. 5-55.
Шохин В. К. Древняя Индия в культуре Руси (XI - середина XV вв.). Источниковедческие проблемы. М.: ГРВЛ, 1988. 335 с.