Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт (входит в перечень ВАК)

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2015. № 12. Ч. 3. С. 110-112.
РАЗДЕЛ:    Филологические науки
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

МОТИВ СОТВОРЕНИЯ МИРА В САМОЗАПИСИ ОЛОНХО Г. С. СЕМЕНОВА "БОГАТЫРЬ УОЛ ТУЙГУН"

Кузьмина Айталина Ахметовна
Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН


Аннотация. Статья посвящена мотиву сотворения мира в самозаписи олонхо Г. С. Семенова "Богатырь Уол Туйгун", который характерен для вилюйской эпической традиции, согласно которой вселенная начинается с коврика, пятки белки, уха двухгодовалой важенки, затем она увеличивается и расширяется. С угасанием сказительства, под влиянием письменной культуры создатели текстов олонхо стали отступать от канонов, добавлять новые темы, относящиеся к научной картине мира.
Ключевые слова и фразы: фольклор, эпос, олонхо, самозапись, нюрбинские сказители, мотив сотворения мира, folklore, epos, olonkho, self-record, Nyurbino narrators, motive of world creation
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Алгыстаах Айыы аартыгынан: ыйынньыктар, ахтыылар / сост. А. А. Дмитриева, Р. Н. Николаева; отв. ред. С. Д. Мухоплева. Якутск: Бичик, 2012. 160 с.
  2. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. 648 с.
  3. Гацак В. М. Устная эпическая традиция во времени: историческое исследование поэтики. М.: Наука, 1989. 256 с.
  4. Гоголев А. И. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов. Якутск: Изд-во Якут. гос. ун-та, 2002. 104 с.
  5. Данилова А. Н. Олонхосут-импровизатор С. Н. Кириллин как автор самозаписи олонхо "Дьурайа Куо" // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 2 (44). Ч. 2. С. 74-76.
  6. Дмитриева А. А. Локальные особенности в изображении мира в якутском героическом эпосе (на материале олонхо вилюйской группы улусов) // Природа и культура: материалы международной научной конференции (Якутск, 13-15 июня 2012 г.): в 2-х ч. / отв. ред. Н. С. Павлова. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. Ч. 2. С. 20-23.
  7. Дугаров Б. С. Мифология бурятской Гэсэриады: восточные тэнгри. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. 227 с.
  8. Дылыкова Р. С. Мифологическая основа эпоса Гэсэр // Филологический сборник: памяти В. Ц. Найдакова. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998. С. 119-122.
  9. Емельянов Н. В. Мифологические божества в олонхо "Потомки Юрюнг Аар Тойон" и "Баай барыылаах - дух хозяин черного леса" // Мифология народов Якутии. Якутск: Кн. изд-во, 1980. С. 17-20.
  10. Жирмунский В. М. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. М. - Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. 436 с.
  11. Кузьмина А. А. Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы. Новосибирск: Наука, 2014. 160 с.
  12. Кузьмина А. А. С. С. Егоров как автор самозаписи якутского героического эпоса олонхо // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 2 (44). Ч. 2. С. 122-125.
  13. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 2006. 408 с.
  14. Мухоплева С. Д. Типы самозаписей олонхо советского периода (1939-1946 годы) // Северо-восточный гуманитарный вестник. 2011. № 2. С. 112-119.
  15. Неклюдов С. Ю. Мифология тюркских и монгольских народов (проблемы взаимосвязей) // Тюркологический сборник. М.: Наука, 1981. С. 183-202.
  16. Новгородова Л. И. Тема творения в традиционной культуре якутов (семантика фольклорного и ритуального текста): автореф. дисс. … к.и.н. Якутск, 2000. 24 с.
  17. Оросина Н. А. Самозапись олонхо К. Г. Оросина "Нюргун Боотур Стремительный": архивный первоисточник и научное издание // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 3 (45). Ч. 1. С. 159-162.
  18. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В. Я. Проппа.) М.: Лабиринт, 1998. 512 с.
  19. Путилов Б. Н. Миф-обряд-песня Новой Гвинеи. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1980. 384 с.
  20. Пухов И. В. Якутский героический эпос олонхо: основные образы. М.: Изд-во АН СССР, 1962. 256 с.
  21. Саха народнай ырыалара. Якутск: Кн. изд-во, 1976. 232 с.
  22. Семенов Г. С. Уордаах мохсогол аттаах Уол Туйгун бухатыыр // Архив ЯНЦ СО РАН. Ф. 5. Оп. 7.
  23. Сидоров Е. С. Улуу буойуттар уон алта ини-биилэр // Архив ЯНЦ СО РАН. Ф. 5. Оп. 7.
  24. Топорков А. Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX века. М.: Индрик, 1997. 456 с.
  25. Уланов А. И. Бурятские улигеры: исполнение, композиция, изображение человека. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1968. 75 с.
  26. Хертек Л. К. Некоторые общие черты в образе коня в тувинском героическом эпосе и в фольклоре народов Евразии // Олонхо в контексте эпического наследия народов мира: тезисы докладов международной научной конференции 7-8 сентября 2000. Якутск: ИГИ АН РС (Я), 2000.
  27. Шаракшинова Н. О. Космогонические представления в эпосе монгольских народов // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока: материалы Всесоюзной конференции фольклористов. Якутск: Издание Якутского филиала СО АН СССР, 1978. С. 20-24.
  28. Ядрихинский П. П. Дьырыбына Дьырылыатта. Якутский эпос. Якутск: Якутское книжное изд-во, 1981. 200 с.
  29. Якутский героический эпос. Могучий Эр Соготох. Новосибирск: Наука, 1996. 440 с.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru