ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ТРЕУГОЛЬНИКЕ "АВТОР - ПЕРСОНАЖ - ЧИТАТЕЛЬ"
Федотова Оксана Сергеевна
Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина
Аннотация. В статье рассматриваются формы взаимодействия в треугольнике "автор - персонаж - читатель". Большинство исследователей отмечают главенствующую роль автора, как организующего начала текста, что далеко не случайно, так как именно автор задает основную тему и идею произведения, отвечает за выбор языковых средств. В то же время, любой текст рассчитан на то, что он будет прочитан и интерпретирован. Следовательно, в тексте заложено взаимодействие между автором и читателем. Персонажи также играют важную роль в построении художественного произведения. Их взаимодействие с автором, с одной стороны, и с читателем, с другой, представляется плодотворной областью исследования.
Ключевые слова и фразы: автор художественного произведения, персонаж, читатель, формы взаимодействия, художественная коммуникация, author of a work of literature, character, reader, forms of interaction, artistic communication
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. 543 с.
Бойко Г. И. Категория лица в личностно-ориентированном дискурсе (на материале немецкого языка) // Иностранные языки в высшей школе. 2011. № 3. С. 5-11.
Бойко Г. И. Категория лица как репрезентант системы ценностных ориентаций // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 2. С. 212-219.
Бойко Г. И. Релевантность категории лица как репрезентанта внутреннего мира личности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2009. № 560. С. 43-53.
Болотнова Н. С. Филологический анализ текста: учеб. пособие. Изд-е 4-е. М.: Флинта; Наука, 2009. 520 с.
Валгина Н. С. Теория текста. М.: Логос, 2003. 250 с.
Виноградов В. В. Проблема автора в художественной литературе // О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971. С. 106-211.
Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. 138 с.
Геймбух Е. Ю. Образ автора как категория филологического анализа художественного текста: на материале произведений И. С. Тургенева малых форм: дисс. … к. филол. н. М., 1995. 190 с.
Гусева Г. В. Типологические характеристики вербализованной внутренней речи: автореф. дисс. … к. филол. н. Орел, 2002. 34 с.
Ноздрина Л. А. Интерпретация художественного текста. Поэтика грамматических категорий: учеб. пособие для лингвистических вузов и факультетов. М.: Дрофа, 2009. 252 с.
Одинцов В. В. Стилистика текста / отв. ред. А. И. Горшков. Изд-е 5-е. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2010. 264 с.
Сергеева Ю. М. Внутренняя речь как особая форма языкового общения (на материале англоязычной художественной литературы): автореф. дисс. … д. филол. н. М., 2009. 35 с.
Тихонова Ю. В. Конвергенция различных форм чужой и авторской речи в англоязычной художественной прозе: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2011. 24 с.
Тураева З. Я. Лингвистика текста. Текст: Структура и семантика: учеб. пособие. Изд-е 2-е, доп. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2009. 144 с.
Хасиева М. А. Роль автора и читателя в творчестве Вирджинии Вульф // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 6. С. 210-212.
Чикаткова Ю. А. Когнитивное пространство образов персонажей сквозь призму их наименований (на материале немецкой литературы) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. № 4-5. С. 1327-1332.