СЕМИОТИКА НАТЮРМОРТА В ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ
Елина Евгения Аркадьевна
Саратовская государственная юридическая академия
Аннотация. В статье рассматривается семиотическая составляющая литературно-художественного текста применительно к визуальным описаниям вещей, которые можно отнести к жанру натюрморта. Определяется специфика трансформации изображенного "мира вещей" в литературном тексте (на выразительном примере прозы Н. В. Гоголя), делаются выводы о феномене словесного натюрморта, сочетающего в себе знак и аллюзию на одноименный живописный жанр как плодотворное и интересное языковое явление.
Ключевые слова и фразы: вербальный знак, иконический знак, словесный натюрморт, знаковая метафора, семиотическая значимость, verbal sign, iconic sign, philological still life, sign metaphor, semiotic meaningfulness
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Бобрык Р. Зачем стол натюрморту? // Вестник молодых ученых. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2000. С. 71-77.
Гачев Г. Д. Образ в русской художественной культуре. М.: Искусство, 1981. 247 с.
Гоголь Н. В. Мертвые души // Гоголь Н. В. Избр. соч. в 2-х т. М.: Худ. лит., 1984. Т. 2. С. 174-483.
Данилова И. Е. Проблема жанров в европейской живописи. Человек и вещь. Портрет и натюрморт. М.: РГГУ, 1998. 100 с.
Елина Е. А. Вербальные интерпретации произведений изобразительного искусства: дисс. … д. филол. н. Волгоград, 2003. 368 с.
Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986. Т. 2. 431 с.
Фарыно Е. О парадигме "Портрет – Акт – Натюрморт" и ее семиотике // Studia Litteraria Polono-slavica. Warszawa: Polska Akademia Nauk, 2002. S. 13-75.