МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕЗУМПЦИЯ МИСТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ В АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ЛИТЕРАТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Сайченко Валерия Викторовна
Кубанский государственный университет
Аннотация. Статья исследует продуктивность применения в изучении художественного наследия Серебряного века аксиологического подхода, который кажется автору наиболее последовательно учитывающим мировоззренческие преференции этой эпохи. Научно-практическая значимость полученных выводов состоит в формировании филологически убедительного примера истолкования художественного произведения в соответствии с принципами религиозного мышления. Исследуемый материал статьи - эпизоды появления "полуденного беса" в текстах Серебряного века и атрибутирующие его эмоционально-смысловые мотивы.
Ключевые слова и фразы: Серебряный век, аксиология, святоотеческая традиция, методологическая презумпция, подлинная мистика, культура, Silver Age, axiology, patristic tradition, methodological presumption, true mysticism, culture
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Аверинцев С. С. Собр. соч.: в 4-х т. К. - М.: ДУХ I ЛITEPA, 2004. Т. 2. 494 с.
Александрова Т. Л. Константин Бальмонт [Электронный ресурс]. URL: http://www.portal-slovo.ru/philology/37193.php (дата обращения: 08.09.2014).
Анненский И. Ф. Стихотворения и трагедии. Л.: Советский писатель, 1990. 640 с.
Афанасий Великий, свят. Толкование на псалмы. М.: Благовест, 2011. 528 с.
Бердникова О. А. Мотивы искушения в творчестве И. А. Бунина в аспекте христианской антропологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 12 (85). С. 279-286.
Библия. М.: Российское Библейское общество, 1997. 1337 с.
Блок А. А. Собр. соч.: в 6-ти т. Л.: Художественная литература, 1980-1982. Т. 1. 512 с.
Бунин И. А. Собр. соч.: в 6-ти т. М.: Художественная литература, 1987. Т. 1. 687 с.
Волошин М. А. Собр. соч.: в 12-ти т. М.: Эллис Лак, 2003. Т. 1. 613 с.
Григорий (Разумовский), прот. Объяснение Священной книги Псалмов [Электронный ресурс]. URL: http://nikolaychudotvorec.ru/Psalmi.html (дата обращения: 23.07.2014).
Гумилев Н. С. Собр. соч.: в 10-ти т. М.: Воскресение, 1998-2007. Т. 6. 544 с.
Евагрий, авва. Об восьми помыслах к Анатолию // Добротолюбие: в 5-ти т. М.: Артос-Медиа, 2008. Т. 1. С. 730-734.
Иванов Г. В. Собр. соч.: в 3-х т. М.: Согласие, 1993-1994. Т. 1. 656 с.
Иванова Е. В. Об атрибуции доклада "О Блоке" // Павел Флоренский и символисты: опыты литературные. Статьи. Переписка. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 17-23.
Иоанн Кассиан Римлянин, св. Борьба с восемью главнейшими страстями // Добротолюбие: в 5-ти т. М.: Артос-Медиа, 2008. Т. 2. С. 28-115.
Исаак Сирин, преп. Слова подвижнические. М.: Правило веры, 1993. 530 с.
Клюев Н. А. Сердце Единорога. Стихотворения и поэмы. СПб.: РХГИ, 1999. 1072 c.
Лохвицкая-Жибер М. А. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mirrelia.ru/texts/?l=vol_2 (дата обращения: 23.08.2014).
Неизданный Федор Сологуб. М.: НЛО, 1997. 594 с.
Новая философская энциклопедия: в 4-х т. М.: Мысль, 2010. Т. 2. 634 с.
Носенко Е. Э. Представления евреев о демонах, злых духах и прочей нечистой силе // Восточная демонология: от народных верований к литературе. М.: Наследие, 1998. С. 214-257.
О Блоке // Павел Флоренский и символисты: опыты литературные. Статьи. Переписка. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 600-628.
Рыбалка А. Энциклопедия еврейской демонологии [Электронный ресурс]. URL: http://www.fedy-diary.ru/?p=4512 (дата обращения: 10.09.2014).
Ходасевич В. Ф. Колеблемый треножник. М.: Советский писатель, 1991. 688 с.
Христианство: энциклопедический словарь: в 3-х т. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1. 863 с.