К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАРРАТИВА КАК КОММУНИКАТИВНОГО ЯВЛЕНИЯ В КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНОМ АСПЕКТЕ
Пацора Ирина Викторовна
Пятигорский государственный лингвистический университет
Аннотация. В настоящей статье предпринимается попытка провести аналитический обзор исследований нарратива с позиций когнитивно-дискурсивного подхода, преобладающего в работах большинства исследователей художественного текста. Когнитивный поворот в лингвистике текста влечет за собой создание различных теоретико-методологических подходов к изучению структурной организации, прагматики и семантики художественного нарратива. Благодаря этому удается идентифицировать данный вид речевой деятельности как коммуникативный феномен, включающий такие взаимодействующие текстообразующие категории как "автор", "текст" / "персонаж" и "читатель". Художественный нарратив - это коммуникативное событие, параметры которого детерминируются не только данными категориями, но и целым комплексом экстралингвистических факторов.
Ключевые слова и фразы: художественный нарратив, коммуникативное событие, диалогичность, антропоцентричность, автор, читатель, персонаж, триадическая / диадическая модель коммуникативного взаимодействия, fiction narrative, communicative event, dialogic character, anthropocentricity, author, reader, personage, triadic / diadic model of communicative interaction
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Андреева В. А. Текстовые дискурсные параметры литературного нарратива: автореф. дисс. … д. филол. н. СПб., 2009. 35 с.
Анисова А. А. Фактор адресата как категория художественного текста // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 2 (32): в 2-х ч. Ч. I. C. 27-30.
Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Сов. Энциклопедия, 1990. С. 136-137.
Гончарова Е. А. Интерпретация литературного текста в синергетической парадигме: традиция и перспективы // Язык и текст в проблемном поле гуманитарных наук. Studia Linguistica - XVII. СПб., 2008. С. 227-236.
Гончарова Е. А. О синергетическом характере категории "автор" как объекта лингвистической интерпретации // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Калининград, 2012. № 2. С. 30-38.
Кубрякова Е. С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1. С. 6-18.
Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: Филологический факультет МГУ, 1996. 400 с.
Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя // В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Просвещение, 1988. С. 251-292.
Федотова О. С. Формы взаимодействия в треугольнике "автор - персонаж - читатель" // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 5 (35): в 2-х ч. Ч. I. C. 176-179.
Щирова И. А. О человекомерности науки и текста // Меhyнародни часопис Стил. Боеград (Республика Србиja), 2008. С. 197-211.
Emmott C., Sanford A. J., Alexander M. Scenarios, Characters’ Roles and Plot Status. Readers’ Assumptions and Writers’ Manipulations of Assumptions in Narrative Texts // Characters in Fictional Worlds. Understanding Imaginary Beings in Literature, Film, and Other Media / ed. by J. Eder, F. Jannidis & R. Schneider. Berlin: de Gruyter, 2010. P. 377-399.
Stockwell P. Cognitive Poetics. An Introduction. L. - N. Y.: Routledge, 2002. 194 p.