КОМПОЗИЦИОННО-РЕЧЕВЫЕ ТИПЫ ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ "МАЙСКАЯ НОЧЬ, ИЛИ УТОПЛЕННИЦА"
Салтымакова Ольга Анатольевна
Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева
Аннотация. В статье описывается субъектная организация авторского повествования в повести Н. В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница" в аспекте нарратологического анализа, что вызвано интересом лингвистов к познанию особенностей строения художественного текста как особой семиотической структуры. Основное внимание акцентируется на специфике языкового выражения представленных типов повествователя, а также дается их характеристика с учетом "точек зрения" и функций повествователя как компонента референтного пространства.
Ключевые слова и фразы: авторское повествование, повествователь, рассказчик, наблюдатель, отстраненное авторское сознание, точка зрения, функция повествователя, author’s narration, narrator, storyteller, observer, distanced authorial consciousness, point of view, narrator functi
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Антонов А. В. Время нарратора и время читателя в повести братьев Стругацких "Волны гасят ветер" // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 4 (22): в 2-х ч. Ч. I. С. 18-21.
Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 616 с.
Брандес М. П. Стилистический анализ (на материале немецкого языка). М., 1971. 190 с.
Виноградов В. В. О теории художественной речи: учеб. пособие. М.: Высш. школа, 2005. 287 с.
Гоголь Н. В. Избранное: в 2-х т. М., 1994. Т. 1.
Гончарова Е. А. Пути лингвостилистического выражения категории автор-персонаж в художественном тексте. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1984. 150 с.
Грунина Л. П. Особенности авторского повествования прозы И. А. Бунина (нарративность и эгоцентричность): проблема нарушения границ чужого сознания // Этногерменевтика: грамматические и семантические проблемы. Кемерово, 1998. С. 41-46.
Губернская Т. В. Языковое воплощение категории повествователя в раннем русском романе: на материале прозы М. Ю. Лермонтова: дисс. … кандид. филол. наук. СПб., 2002. 168 с.
Женетт Ж. Фигуры. Работы по поэтике. М., 1998. Т. 2. 472 с.
Заика В. И. Повествователь как компонент художественной модели // Говорящий и слушающий: языковая личность, текст, проблемы обучения. СПб., 2001. С. 381-390.
Кожевникова Н. А. Типы повествования в русской литературе XIX-XX вв. М.: Институт русского языка РАН, 1994. 336 с.
Кукуева Г. В. Речевая партия повествователя как элемент диалога "автор-читатель" в собственно рассказах В. Шукшина: автореф. дисс. … кандид. филол. наук. Барнаул, 2001. 17 с.
Наймушина О. А. Авторские отступления как особый структурно-семантический компонент художественного текста в аспекте их внутренней организации // Актуальные вопросы социо-гуманитарного знания: сб. науч. тр. / отв. ред. И. Г. Митченков. Кемерово, 2005. С. 130-138.
Никашина Н. В. Композиционно-речевая структура прозы А. П. Чехова: мотивика повторов: автореф. дисс. … кандид. филол. наук. М., 2010. 18 с.
Падучева Е. В. Семантические исследования (Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива). М.: Школа "Языки русской культуры", 1996. 464 с.
Солганик Г. Я. О типологии рассказчиков в художественной литературе // Стилистика завтрашнего дня: сб. ст. к 80-летию проф. Г. Я. Солганика. М.: МедиаМир, 2012. С. 233-254.
Степанов С. П. Субъективация повествования и способы организации текста (на материале повествовательной прозы Чехова): автореф. дисс. … докт. филол. наук. СПб., 2002. 40 с.
Успенский Б. А. Поэтика композиции // Успенский Б. А. Семиотика искусства. М., 1995. С. 9-220.
Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.
Dolezel L. The Typology of the Narrator: Point of View in Fiction // To Honor Roman Jakobson. The Hague; Paris, 1967. Vol. 1. P. 541-552.