КОММУНИКАЦИЯ С "ПРОШЛЫМ" В ПАМЯТНИКАХ АГИОГРАФИИ ПОВАЖЬЯ (XVI-XVIII ВВ.)
Биланчук Роман Павлович
Вологодский государственный университет
Аннотация. Статья посвящена коммуникативной составляющей ряда агиографических сочинений, созданных в Поважье в конце XVI - начале XVIII в. В текстах житийных памятников анализируется особый тип социальной коммуникации, связанный с реконструкцией "прошлого". Памятники агиографии представляются в качестве особого вида коммеморации, близкой, по ряду признаков, историческому нарративу. Акцентируется внимание на тесной связи данных текстов с устной традицией и обрядово-ритуальной практикой.
Ключевые слова и фразы: коммуникативное пространство, memoria, памятники агиографии, Поважье, историческая культура, конструирование и репрезентация "прошлого", communicative space, memoria, hagiographical monuments, the Vaga region, historical culture, construction and representation of the "past"
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Алексеев А. И. Об источниках для изучения поминальной практики в средневековой России (опыт размышления) // Русское средневековье: сборник статей в честь Ю. Г. Алексеева. М.: Древлехранилище, 2012. С. 162-177.
Арнаутова Ю. Е. Средневековый топос как форма культурной памяти // Время - История - Память: историческое сознание в пространстве культуры / под ред. Л. П. Репиной. М.: ИВИ РАН, 2007. С. 93-136.
Арнаутова Ю. Е. Memoria: "тотальный социальный феномен" и объект исследования // Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала Нового времени / отв. ред. Л. П. Репина. М.: Кругь, 2003. С. 19-37.
Бернштам Т. А. Локальные группы Двинско-Важского ареала: духовные факторы в этно- и социокультурных процессах // Русский Север: к проблеме локальных групп. СПб.: МАЭ РАН, 1995. С. 208-317.
Биланчук Р. П. Образ первопоселенца в устной исторической традиции Важского края // Важский край: источниковедение, история, культура. Вельск: Вельти, 2011. С. 21-55.
Биланчук Р. П. Сказание о явлении мощей и чудеса праведного Прокопия, устьянского чудотворца // Глагол времени: исследования и материалы: статьи и сообщения межрегиональной научной конференции "Прокопиевские чтения" / науч. ред. Р. П. Биланчук, А. В. Камкин, С. А. Тихомиров. Вологда: Книжное наследие, 2005. С. 241-255.
Власов А. Н. Житийные повести и сказания о святых юродивых Прокопии и Иоанне Устюжских. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2010. 640 с.
Дмитриев Л. А. Жанр древнерусских житий // История жанров в русской литературе X-XVII вв. М. - Л.: Наука, 1973. С. 181-202.
Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятник литературы XIII-XVII вв.: эволюция жанра легендарно-биографических сказаний. Л.: Наука, 1973. 303 с.
Зарубин Л. А. Важская земля в XIV-XV вв. // История СССР. 1970. № 1. С. 180-187.
История о святом праведном Афанасии, наволоцком чудотворце // Никодим (Кононов), архим. Древнейшие архангельские святые и исторические сведения о церковном их почитании. СПб., 1901. С. 20-22.
Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. 472 с.
Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской Епархии. Архангельск: Издательство Архангельской церковно-археологической комиссии, 1895. Вып. 2. Уезды: Шенкурский, Пинежский, Мезенский и Печорский. 406 с.
Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. М.: Наука, 1970. 180 с.
Мороз А. Б. Святые Русского Севера: народная агиография. М.: ОГИ, 2009. 528 с.
Нора П. Проблематика мест памяти // Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. С. 17-50.
Романова А. А., Биланчук Р. П. "Сказание о явлении Великорецкого образа святителя Николая", преподобный Агапит и Николаевский Маркушевский монастырь // Вестник церковной истории. 2009. № 3-4 (15-16). С. 107-154.
Ромодановская Е. К. "Святой из гробницы". О некоторых особенностях сибирской и севернорусской агиографии // Русская агиография. Исследования. Публикации. Полемика. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. С. 153-159.
Рыжова Е. А. Агиографические памятники и устные предания о святых Важского края // Прошлое Новгорода и Новгородской земли: материалы научной конференции. 2001-2002: в 2-х ч. Великий Новгород: Изд-во НовГУ, 2002. Ч. 1. С. 110-116.
Рыжова Е. А. Житие Варлаама Важского (Пенежского) // Важский край: источниковедение, история, культура: исследования и материалы. Вельск: Вельти, 2002. С. 139-147.
Рыжова Е. А. Жития праведников в агиографической традиции Русского Севера // Труды Отдела древнерусской литературы / ИРЛИ (Пушкинский дом) РАН; отв. ред. Н. В. Понырко. СПб.: Наука, 2008. Т. 58. С. 390-443.
Рыжова Е. А. Новгородская тема в агиографической традиции Русского Севера // Народная культура Европейского Севера: региональные аспекты изучения: сб. науч. трудов к 10-летию кафедры фольклора и истории книги. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2006. С. 150-180.
Творогов О. В. О "Своде древнерусских житий" // Русская агиография. Исследования. Публикации. Полемика. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. С. 3-59.
Уо Д. К. История одной книги. Вятка и "не-современность" в русской культуре петровского времени. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 394 с.
Усердов М. Житие Георгия Шенкурского и грамота преосвященного Варнавы // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М., 1885. Ч. I (январь). Отд. 3. С. 9-12.
Швейковская Е. Н. Прокопьевская трапеза: праздник и повседневность на Русском Севере в XVII веке // Одиссей. Человек в истории. 1999 / гл. ред. А. Я. Гуревич. М.: Наука, 1999. С. 14-20.
Штырков С. А. "Святые без житий" и забудущие родители: церковная канонизация и народная традиция // Концепт чуда в славянской и еврейской культурной традиции: сб. ст. / отв. ред. О. В. Белова. М.: Сэфер Год, 2001. С. 130-155.
Эксле О. Г. Культурная память под воздействием историзма // Одиссей. Человек в истории. 2001 / гл. ред. А. Я. Гуревич. М.: ИВИ РАН, 2001. С. 176-198.