ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУХО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ БАЯНИСТА НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
Кислицын Николай Аркадьевич
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова
Аннотация. В данной статье механизмы формирования слухо-двигательных отношений баяниста впервые в теории баянной артикуляции рассматриваются в тесной связи с технико-конструктивными особенностями строения клавиатур современного многотембрового готово-выборного баяна. Отмечается, что наличие на современных баянах нескольких клавиатур затрудняет формирование устойчивых слухо-моторных и звуко-двигательных представлений и ощущений баяниста. Недооценка роли стабильных и мобильных навыков нарушает соотношение между сознательной и подсознательной деятельностью исполнителя.
Ключевые слова и фразы: баянист, клавиатура, координация, мобильные и стабильные навыки, слухо-двигательные связи, accordionist, keyboard, coordination, mobile and stable skills, auditory-motor connections
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Книга вторая: Интонация. М. - Л.: Музгиз, 1947.
Барембойм Л. А. За полвека: Очерки. Статьи. Материалы. Л.: Сов. композитор, 1989.
Баренбойм Л. А. Фортепиано и начальное музыкальное обучение // Как научить играть на рояле: первые шаги / сост. С. Грохотов. М.: Классика-XXI, 2006.
Власов В. П. Методика работы баяниста над полифоническими произведениями. М.: РАМ им. Гнесиных, 2004.
Галактионов В. М. Некоторые особенности исполнительства на многотембровом баяне // Современные проблемы музыкального исполнительства. Саратов: Изд-во Саратовского гос. ун-та, 1987.
Гинзбург Л. Н. О работе над музыкальным произведением. М., 1981.
Гольденвейзер А. Б. Об исполнительстве // Вопросы фортепианного исполнительства. М.: Музгиз, 1965. Вып. 1.
Давыдов Н. А. Баян-аккордеон в Украине на рубеже столетий (аспект камерного исполнительства) // Развитие народных традиций в музыкальном исполнительстве, творчестве и педагогике: опыт международного исследования. Саратов: Изд-во Сарат. гос. консерватории, 2002.
Завьялов В. Р. Некоторые тенденции современного исполнительства на баяне // Современные вопросы музыкального исполнительства и педагогики: труды ГМПИ им. Гнесиных. М., 1976. Вып. XXVII.
Коган Г. М. Работа пианиста. М.: Классика-XXI, 2004.
Либерман Е. Я. Работа над фортепианной техникой. М.: Классика-XXI, 2006.
Липс Ф. Р. Искусство игры на баяне. М.: Музыка, 1985.
Мартинсен K. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М.: Музыка, 1977.
Мильштейн Я. И. Исполнительские и педагогические принципы К. Н. Игумнова // Мастера советской пианистической школы. М., 1954.
Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепьянной игры. М.: Музгиз, 1961.
Савшинский С. И. Режим и гигиена работы пианиста. Л., 1963.
Семенов В. А. Современная школа игры на баяне. М.: Музыка, 2003.
Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство. М., 1969.
Цыпин Г. М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано: учеб. пособие / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. М.: МГПИ, 1975.
Шульпяков О. Ф. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя: методическое пособие. СПб.: Композитор, 2005.
Ямпольский А. И. К вопросу о воспитании культуры звука у скрипачей // Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики. М.: Музыка, 1968.