Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт (входит в перечень ВАК)

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 12. Ч. 1. С. 55-59.
РАЗДЕЛ:    Исторические науки и археология
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЙ МОТИВ СУДА НАД УМИРАЮЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ В ОСЕТИНСКОЙ ЛЕГЕНДЕ О РУЙМОНЕ

Дарчиев Анзор Валерьевич
Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований имени В. И. Абаева Владикавказского научного центра Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия-Алания


Аннотация. Статья посвящена рассмотрению малоизученного мотива суда над умирающим человеком в легенде о Руймоне, содержащей ценные сведения для реконструкции религиозно-мифологических представлений осетин. Соответствия данному мотиву выявляются в талмудической эсхатологии, а также в христианстве и исламе. Учитывая некоторые элементы, сближающие осетинский текст с талмудическими описаниями предсмертного суда, автор приходит к выводу, что данный мотив в осетинской легенде является заимствованием из иудейской эсхатологии.
Ключевые слова и фразы: осетинская мифология, иудейская мифология, зороастризм, христианство, ислам, эсхатология, предсмертный суд, исход души из тела, Руймон, Ossetian mythology, Judaic mythology, Zoroastrianism, Christianity, Islam, eschatology, Last Judgement, separation of soul from body, Ruimon
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Батюшков Ф. Спор души с телом в памятниках средневековой литературы. Опыт историко-сравнительного исследования. СПб.: Типография В. С. Балашева, 1891. 314 с.
  2. Гаглоева З. Д. Культ мёртвых у осетин // Известия Юго-Осетинского научно-исследовательского института АН Грузии. Тбилиси: Мецниереба, 1974. Вып. XVIII. С. 52-78.
  3. Гарданти М. Уадзимист?. Дз?у?гигь?у: Ир, 2007. 415 с.
  4. Гуревич А. Я. Изучение ментальностей: социальная история и поиски исторического синтеза // Советская этнография. 1988. № 6. С. 16-25.
  5. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры // Гуревич А. Я. Избранные труды. Средневековый мир. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. С. 15-260.
  6. Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников (Exempla XIII века). М.: Искусство, 1989. 368 с.
  7. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства // Гуревич А. Я. Избранные труды. Средневековый мир. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. С. 261-547.
  8. Гуревич А. Я. Страшный суд // Словарь средневековой культуры / под ред. А. Я. Гуревича. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. С. 505-508.
  9. Гуревич А. Я. Этнология и история в современной французской медиевистике // Советская этнография. 1984. № 5. С. 36-48.
  10. Дарчиев А. В. Осетинские легенды о Руймоне: происхождение и мифологическая основа // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 6 (56). Ч. 1. С. 57-62.
  11. Дигорские сказания / по записям дигорцев И. Т. Собиева, К. С. Гарданова и С. А. Туккаева; с переводом и примечаниями Всев. Миллера. М.: Типография Варвары Гатцук, 1902. 150 с.
  12. Леонтович Ф. И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса: Типография П. А. Зеленаго, 1883. Вып. II. 396 с.
  13. Миллер В. Ф. Осетинские этюды: в 3-х ч. М.: Типография А. Иванова (б. Миллера), 1882. Ч. II. 304 с.
  14. Паври Дж. Д. К. Зороастрийская доктрина загробной жизни. С момента собственной смерти и до моста Чинват. М.: Амрита-Русь, 2004. 144 с.
  15. Троицкий Ив. Г. Талмудическое учение о посмертном состоянии и конечной участи людей, его происхождение и значение в истории эсхатологических представлений. СПб.: Синодальная типография, 1904. 348 с.
  16. Цагараев В. А. Золотая яблоня нартов: история, мифология, искусство, семантика. Владикавказ: Республиканское издательско-полиграфическое предприятие им. В. А. Гассиева, 2000. 300 с.
  17. Чибиров Л. А. Таерхоны лаегтае // Осетинская этнографическая энциклопедия. Владикавказ: Проект-Пресс, 2012.
  18. Kohut A. Was hat die talmudische Eschatologie aus dem Parsismus aufgenommen? // Zeitschrift der Deutschen morgenl?ndischen Gesellschaft. Leipzig: F. A. Brockhaus, 1867. Bd. XXI. S. 552-591.
  19. Scheftelowitz J. Die altpersische Religion und das Judentum. Unterschiede ?bereinstimmungen und gegenseitige Beeinflussungen. Gie?en: Alfred T?pelmann, 1920. VIII+240 S.
  20. Stehelin J. P. Rabbinical Literature, or the Traditions of the Jews, Contained in the Talmud and Other Mystical Writings. Likewise the Opinions of That People Concerning Messiah, and the Time and Manner of His Appearings; with an Appendix, Comprizing Buxtorf’s Account of the Religious Customs and Ceremonies of That Nation; Also, a Preliminary Enquiry into the Origin, Progress, Authority, and Usefulness of These Traditions; Wherein the Sense of the Strange Allegories in the Talmud and Jewish Authors Is Explained. L.: Sold by J. Robinson, 1748. Vol. I. 338 p.
  21. Wolff M. Muhammedanische Eschatologie. Nach der Leipziger und Dresdner Handschrift zum ersten Male arabisch und deutsch Anmerkungen. Leipzig: F. A. Brockhaus, 1872. 214 S.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru