Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт (входит в перечень ВАК)

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Манускрипт (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2021. № 9. С. 1948-1955.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/mns210334

Российско-китайская интеграция в музыкально-инструментальном исполнительстве: вопросы теории и специфики

Чжан Мини
Цицикарский университет; Хабаровский государственный институт культуры


Дата поступления рукописи в редакцию: 28.07.2021
Аннотация. Музыкально-инструментальное исполнительство активно развивается как область современных российско-китайских культурных контактов. Цель статьи - теоретическое обоснование специфических черт российско-китайской интеграции в этой сфере. Научная новизна состоит в выявлении специфики каждого из национальных сегментов и принципов их взаимодействия. В результате показан противоречивый характер интеграции, возникновение ее инновационности на принципах синтеза инвариантных основ исполнительского профессионализма и принципах взаимодополнительности национально-ментальных факторов. Внутреннее противоречие этой диффузной модели обладает потенциалом саморазвития, обогащая каждый из сегментов, стимулируя их движение в мировых процессах.
Ключевые слова и фразы: музыкально-инструментальное искусство, исполнительская школа, синтез традиций, Россия, Китай, musical instrumental art, performance school, synthesis of traditions, Russia, China
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Айзенштадт С. А. Фортепианные школы стран Дальневосточного региона (Китай, Корея, Япония). Проблемы теории, истории, исполнительской практики: автореф. дисс. … д. иск. Новосибирск, 2015. 50 с.
  2. Бянь Мэн. Очерки становления и развития китайской фортепианной культуры: автореф. дисс. … к. иск. СПб., 1994. 22 с.
  3. Ван Ин. Претворение национальных традиций в фортепианной музыке китайских композиторов XX-XXI веков: дисс. … к. иск. СПб., 2008. 216 с.
  4. Варламов Д. И., Виноградова Е. С. Теоретические и методологические основы исследования исполнительской школы в музыкальном искусстве // Фундаментальные исследования. 2013. № 11. Ч. 7. С. 1407-1411.
  5. Гуревич В. А., Се Хэн. Вузовская подготовка пианистов в Китае: век двадцать первый // Университетский научный журнал. Филологические и исторические науки, археология и искусствоведение. 2020. № 58. С. 36-41. DOI: 10.25807/PBH.22225064.2020.58.36.41.
  6. Дань Хунцзянь. Взаимосвязь вокального искусства Китая и России / на кит. яз. // Дом театра. 2015. № 22. С. 50-51.
  7. Дрожжина М. Н. Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства ХХ века: дисс. … д. иск. Новосибирск, 2005. 346 с.
  8. Есипова М. В. Об особенностях изучения китайской музыки в России в XXI веке [Электронный ресурс] // Художественная культура. 2017. № 3 (21). URL: http://artculturestudies.sias.ru/2017-3-21/prikladnaya-kulturologiya/5264.html (дата обращения: 09.07.2020).
  9. Королёва В. А. Музыкальное китаеведение в России: историография проблемы // Проблемы истории Китая и международных отношений в трудах китайских исследователей. Владивосток: Дальнаука, 2011. С. 170-182.
  10. Ли Сяоин. Влияние российского музыкального образования на китайское музыкальное образование в первой половине XX века / на кит. яз. // Приграничная экономика и культура. 2011. № 11. С. 130-131.
  11. Лю Юнъу, Юй Чжэнминь. Музыкальное образование в России как образец для воспроизведения: к проблемам в системе отечественного музыкального образования / на кит. яз. // Художественное образование. 2014. № 2. С. 60-61.
  12. Пэн Чэн. Ладовая система юнь-гун-дяо и ее претворение в творчестве китайских композиторов XX века. СПб.: Композитор - СПб, 2013. 220 с.
  13. Скрябина Е. Г. К вопросу методологического определения понятия "домровая исполнительская школа" [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-metodologicheskogo-opredeleniya-ponyatiya-domrovaya-ispolnitelskaya-shkola/viewer (дата обращения: 08.11.2020).
  14. Сухова Л. Г. Национальные и интернациональные аспекты российской музыкально-педагогической школы: автореф. дисс. … д. пед. н. М., 2005. 53 с.
  15. Тянь Баовэй. Особенности российского вокального образования как стимул развития вокального образования в Китае / на кит. яз. // Большая сцена. 2013. № 4. С. 180-181.
  16. Федорович Е. Н. Основные отечественные профессиональные музыкально-исполнительские школы XX в. [Электронный ресурс] // Федорович Е. Н. История музыкального образования: учеб. пособие. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т. URL: https://studfile.net/preview/5795232/page:11/(дата обращения: 24.12.2020).
  17. Цзин Цзин. Российское вокальное образование как образец для развития в отечественных педагогических институтах: дисс. на соискание степени магистра / на кит. яз. Шэньян: Ляонинский педагогический университет, 2010. 38 с.
  18. Цзо Чжэньгуань. Русские музыканты в Китае. СПб.: Композитор - СПб, 2014. 336 с.
  19. Ци Цзяньли, Ли Шань. Музыкальное образование и усвоение опыта России / на кит. яз. // Массовое искусство и литература. 2013. № 20. С. 260-261.
  20. Чжан Мини, Лескова Т. В. К истории функционирования кларнета в Китае // Научно-практическая реализация творческого потенциала молодежи: материалы V Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых / науч. ред. Е. В. Савелова; сост. Е. Н. Лунегова. Хабаровск: ХГИК, 2020. С. 276-281.
  21. Шайхутдинов Р. Р. Российские фортепианно-исполнительские школы: к проблеме изучения [Электронный ресурс] // Вестник МГИМ имени А. Г. Шнитке. 2018. № 1. С. 13-19. URL: http://schnittke-mgim.ru/upload/files/vestnik-mgim/1/02-R_Shaikhutdinov-Rossiiskie-fortepiannye-shkoly.pdf (дата обращения: 28.09.2020).
  22. Юй Янань. Значение древнего произношения иероглифа "играть" - "форма" и "смысл" - в анализе ключевых моментов исполнения фортепианного аккомпанемента академических песен на классические стихи / на кит. яз. // Музыкальная жизнь. 2009. № 6. С. 42-43.
  23. Юнусова В. Н. Изучение китайской музыки в России: к проблеме становления отечественной музыкальной синологии // Общество и государство в Китае / редколл.: А. И. Кобзев и др. М.: Институт востоковедения Российской академии наук, 2014. С. 780-788.
  24. Ян Вэнья. Роль эмоций в процессе инструментального исполнения / на кит. яз. // Массовое искусство и литература. 2014. № 8.
  25. Янь Мэйвэй. Образовательные центры Дальнего Востока как элемент русско-китайского межкультурного взаимодействия // Диалог культур тихоокеанской России и сопредельных стран: межэтнические, межгрупповые, межличностные коммуникации: сб. материалов III Национальной науч. конф. с межд. участием. Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2020. С. 359-364.
  26. Ячин С. Е., Конончук Д. В., Поповкин А. В., Буланенко М. Е. Дао и телос в смысловом измерении культур восточного и западного типа: монография. Владивосток: ДВФУ, 2011. 324 с.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru