ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА ТВОРЧЕСТВА В РАМКАХ СМЕНЫ КУЛЬТУРНЫХ ПАРАДИГМ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
Шалаева Марина Владиславовна, Адамецкая Татьяна Николаевна
Тюменский индустриальный университет (филиал) в г. Нижневартовске
Нижневартовский государственный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 23.07.2018
Аннотация. В статье рассматривается эволюция взглядов на проблему субъекта творчества в связи с определенными типами культуры: классическим, неклассическим и постнеклассическим, - каждый из которых имеет свой особый парадигмальный характер. В каждом из выделенных типов культуры выявлены и показаны присущие ему особенности научно-философских представлений о человеке как носителе познавательного и творческо-преобразовательного потенциала. При этом внимание авторов направлено на изучение гендерного аспекта проблемы, который в условиях современной культуры приобретает особую актуальность.
Ключевые слова и фразы: философия творчества, субъект творчества, культурная парадигма, классическая культура, неклассическая культура, постнеклассическая культура, гендерный аспект творчества, philosophy of creativity, subject of creativity, cultural paradigm, classical culture, non-classical culture, post-non-classical culture, gender aspect of creativity
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Бовуар С. де. Второй пол. СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2017. 928 с.
Богатова Л. М. "Мужчина" и "женщина" на подиуме постмодерна // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия "Философия. Психология. Педагогика". 2017. Т. 17. Вып. 3. С. 251-257.
Богатова Л. М. Эмансипация как онтологическая трагедия пола // Философские науки. 2008. № 6. С. 113-133.
Брандт Г. А. Современный феминизм: переворот в историко-философской антропологической традиции Западной Европы [Электронный ресурс]. URL: http://svitk.ru/004_book_book/13b/2963_brandt-feminizm.php (дата обращения: 23.07.2018).
Воронина О. А. Гендерные перспективы философской антропологии // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2015. № 9. С. 198-216.
Зиммель Г. Избранное: в 2-х т. М.: Юрист, 1996. Т. 2. 607 с.
Липовецкий Ж. Третья женщина. СПб.: Алетейя, 2003. 512 с.
Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. 425 с.
Соммэр Д. С. Существует ли женщина? М.: Кодекс, 2018. 192 с.
Флиер А. Я. Еще одна модель типологизации культуры // Вестник культуры и искусств. 2017. № 1 (49). С. 51-59.
Хитрук Е. Б. "Существует ли женщина?": деконструкция женской субъективности и телесности в философии постмодернизма // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 361. С. 39-44.
Чучин-Русов А. Е. Гендерные аспекты культуры // Общественные науки и современность. 1996. № 6. С. 141-153.
Шалаева М. В. Историческое развитие представлений о гении: гендерный аспект // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2018. № 4 (90). C. 111-114.
Шапинская Е. Н. Избранные работы по философии культуры. М.: Согласие, 2014. 456 с.
Kristeva J. About Chinese Women / transl. A. Barrows. N. Y.: Urizen Books, 1977. 209 p.
Tomyuk O. N. The understanding of creativity and its criterions in classical and non-classical philosophy // Журнал Сибирского федерального университета. Серия "Гуманитарные науки". 2014. Т. 7. № 7. С. 1128-1136.