Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2018. № 8. С. 148-154.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-8.32

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ В ОПЕРЕ "БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА" Р. К. ЩЕДРИНА (К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КОМПОЗИТОРА)

Свиридова Ирина Александровна, Ощепкова Оксана Валериевна, Николаева Екатерина Юрьевна
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова Саратовский областной колледж искусств

Саратовский областной колледж искусств


Дата поступления рукописи в редакцию: 02.05.2018
Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме исследования оперно-хорового творчества Р. К. Щедрина на примере хоровой оперы "Боярыня Морозова". Целью работы является изучение особенностей музыкального воплощения исторических личностей в опере, а основной задачей - анализ взаимодействия литературных и музыкальных особенностей для раскрытия образной стороны произведения. Основное внимание в работе авторы акцентируют на взаимосвязи исторических источников (старославянские тексты "Житие протопопа Аввакума" и "Житие боярыни Морозовой и сестры княгини Урусовой и Марии Даниловой", письма Аввакума к своим духовным дочерям Морозовой и Урусовой и его же "Слово плачевное о трех исповедницах", исследования С. А. Зеньковского "Русское старообрядчество: духовные движения XVII века", А. Векшиной "Десять выдающихся женщин в истории России") с различными видами искусства (музыка, живопись, иконопись, литература, кино, театр). Работа имеет междисциплинарный характер, в ней затрагиваются вопросы истории, философии, психологии, изобразительного искусства, кино, театра, литературы и музыковедения.
Ключевые слова и фразы: Р. К. Щедрин, оперно-хоровое творчество Р. К. Щедрина, опера "Боярыня Морозова", "Житие боярыни Морозовой", протопоп Аввакум, раскол, "русская хоровая опера", сакральное, старообрядчество, R. K. Shchedrin, R. K. Shchedrin’s opera and choral creativity, opera "Boyarina Morozova", "The Life of Boyarina Morozova", protopope Avvakum, split, "Russian choral opera", the sacred, Old Belief
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Боярыня Морозова - жертва раскола [Электронный ресурс]. URL: http://www.ermanok.net/news/comment.php?1539 (дата обращения: 18.01.2018).
  2. Векшина А. 10 выдающихся женщин в истории России [Электронный ресурс]. URL: https://moiarussia.ru/10-vydayushhihsya-zhenshhin-v-istorii-rossii/ (дата обращения: 21.01.2018).
  3. Владимирцева Н. Н. О роли хора в становлении жанровой модели и драматургии опер Р. Щедрина // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по материалам XVIII междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2012. Ч. II. С. 18-21.
  4. Денисов Н. Н. "Боярыня Морозова": новая хоровая опера, или Думы о судьбе России // Музыкальная академия. 2007. № 4. С. 8-16.
  5. Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: духовные движения XVII века [Электронный ресурс]. Мюнхен, 1970. URL: https://libking.ru/books/religion-/religion-rel/435386-161-sergey-zenkovskiy-russkoe-staroobryadchestvo-duhovnye-dvizheniya-semnadtsatogo-veka.html#book (дата обращения: 22.08.2018).
  6. Кашлякова М. А., Топоркова Л. В. "Боярыня Морозова" Р. Щедрина (к вопросу о специфике жанра) // Актуальные вопросы искусствознания: музыка - личность - культура: сборник статей по материалам XV Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов, 18-23 апреля 2016 года / Министерство культуры Российской Федерации, Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова; редколл.: Л. Г. Сухова и др. Саратов, 2016. С. 242-245.
  7. Лихачева И. В. Музыкальный театр Родиона Щедрина. М., 1977. 207 с.
  8. Паисов Ю. И. Хор в творчестве Родиона Щедрина. М.: Композитор, 1992. 234 с.
  9. Парин А. В. Хождение в невидимый град: парадигмы русской классической оперы. М.: Аграф, 1999. 464 с.
  10. Серегина Н. С. Древнерусское храмовое действо как предтеча театра в России // Музыкальный театр: сборник научных трудов / Рос. ин-т истории искусств; ред.-сост. А. Л. Порфирьева. СПб.: РИИИ, 1991. С. 110-124.
  11. Синельникова О. В. Метаморфозы творчества Родиона Щедрина в начале XXI века // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 3 (16). С. 29-36.
  12. Супруненко Г. В. Принципы театрализации в современной хоровой музыке (на примере сочинений отечественных композиторов Р. Щедрина, М. Броннера, Э. Фертельмейстера): учебное пособие / Нижегородская гос. консерватория (академия) им. М. И. Глинки. Н. Новгород: Изд-во Нижегородской консерватории, 2014. 52 с.
  13. Тараканов М. Е. Творчество Родиона Щедрина. М.: Сов. композитор, 1980. 328 с.
  14. Тихонова М. М. Опера "Боярыня Морозова" Р. Щедрина: к проблеме жанрового архетипа // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2009. № 2 (12). С. 17-18.
  15. Щедрин Р. К. Автобиографические записи. М.: АСТ, 2008. 384 c.
  16. Щедрин Р. К. Боярыня Морозова // Московская осень - 2006: буклет XXVII Международного фестиваля современной музыки. М., 2006. С. 1-14.
  17. Boyarina Morozova. Composed by Rodion Shchedrin. For Choral. Published by Schott Music, 1932. 184 p.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru