Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2018. № 6. С. 135-139.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-6.31

РИТОРИКА В КОНТЕКСТЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПОЭТИКИ ПОЗДНЕГО КАМЕРНО-ВОКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА П. И. ЧАЙКОВСКОГО

Пономарева Елена Владимировна
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова


Дата поступления рукописи в редакцию: 15.05.2018
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема влияния риторических приемов на позднее вокальное творчество П. И. Чайковского. На примере цикла романсов на стихи Д. Ратгауза автором выявляются особые лексические (в том числе "риторические фигуры"), структурные и, как следствие, семантические закономерности, обусловленные воздействием риторической поэтики. В результате интонационно-риторического анализа удается обосновать появление в финальном романсе авторской монограммы композитора как маркера особого драматургического статуса этого романса - "романса-молитвы" и "романса-завещания".
Ключевые слова и фразы: П. И. Чайковский, позднее камерно-вокальное творчество, Шесть романсов на стихи Д. Ратгауза, риторические фигуры, музыкальная поэтика, монограмма, P. I. Tchaikovsky, late chamber-vocal creative work, six romances based on D. Ratgauz’s poetry, rhetorical figures, musical poetics, monogram
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Арановский М. Г. Музыкальный текст: структура и свойства. М.: Композитор, 1998. 344 с.
  2. Белова О. П. Романсовая мелодика Чайковского. Между принципом стиха и принципом прозы // П. И. Чайковский. К 100-летию со дня смерти: материалы научной конференции. М: МГК им. П. И. Чайковского, 1995. С. 109-116.
  3. Зенкин К. В. Последний фортепианный опус Чайковского // П. И. Чайковский. Забытое и новое: альманах. М.: ООО "Интерграф-Сервис", 2003. Вып. 2 / сост. П. Вайдман, Г. Белонович. С. 93-99.
  4. Калиниченко H. H. Риторические формулы в поздних произведениях Чайковского // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: сб. ст.: в 2-х ч. Астрахань: Изд-во АИПКП, 2006. Ч. 1. С. 212-217.
  5. Лобанова М. Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М.: Музыка, 1994. 317 с.
  6. Лотман Ю. М. Риторика // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3-х т. Таллинн, 1992. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. С. 167-183.
  7. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 383 с.
  8. Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки. М.: Советский композитор, 1978. 376 с.
  9. Соколов О. В. Музыка и слово в романсах П. И. Чайковского // Соколов О. В. Статьи о русской музыке. Н. Новгород: Издательство НГГУ, 2004. С. 42-63.
  10. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. 696 c.
  11. Фролов С. В. Траурно-элегический комплекс в первой картине оперы "Евгений Онегин" // П. И. Чайковский. Забытое и новое: альманах. М.: ООО "Интерграф-Сервис", 2003. Вып. 2 / сост. П. Вайдман, Г. Белонович. С. 114-126.
  12. Цветаева М. Собрание сочинений: в 7-ми т. М.: Эллис Лак, 1994. Т. 4. 440 с.
  13. Шольп А. Е. "Евгений Онегин" П. И. Чайковского. Л.: Музыка, 1982. 165 с.
  14. Brown D. Tchaikovsky: A Biographical and Critical Study. L.: Victor Gollanch, Ltd., 1982. Vol. 2. The Crisis Years (1874-1878). 312 р.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru