Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 3. Ч. 1. С. 173-176.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

КАРТИНА БАЛА В ОПЕРЕ С. С. ПРОКОФЬЕВА "ВОЙНА И МИР" КАК ПРОДОЛЖЕНИЕ ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ОПЕРЫ

Рываева Ольга Геннадьевна
Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки


Аннотация. Статья посвящена второй картине оперы С. С. Прокофьева "Война и мир", рассматриваемой как отражение русской бальной культуры и продолжение традиции М. И. Глинки и П. И. Чайковского. В этой связи дана краткая характеристика бального церемониала и отмечены особенности организации сцен бала Глинкой и Чайковским. Сравниваются детали воссоздания бала у екатерининского вельможи в романе Л. Н. Толстого и опере Прокофьева. Основное внимание сосредоточено на анализе второй картины оперы, позволяющем обозначить традиции и новаторские черты.
Ключевые слова и фразы: вторая картина оперы "Война и мир" С. С. Прокофьева, русская бальная культура, сцены бала, традиции Глинки и Чайковского, драматургия оперы, вальс, the second scene of opera "War and Peace" by S. S. Prokofiev, the Russian ball culture, ball scenes, traditions of Glinka and Tchaikovsky, dramaturgy of opera, waltz
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Александрова Е. А. От драматургии к концепции: С. Прокофьев в интерпретации Г. Анисимова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурологи и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 3 (17): в 2-х ч. Ч. I. С. 25-27.
  2. Альшванг А. А. П. И. Чайковский. Изд-е 3-е. М.: Музыка, 1970. 816 с.
  3. Арановский М. Г. Мелодика С. Прокофьева: исследовательский очерк. Л.: Музыка, 1969. 232 с.
  4. Асафьев Б. В. Об опере: избранные статьи. Изд-е 2-е. Л.: Музыка, 1985. 345 с.
  5. Боганова Т. О русских традициях в творчестве Прокофьева // Советская музыка. 1959. № 8. С. 76-84.
  6. Волков А. "Война и мир" Прокофьева: опыт анализа вариантов оперы. М.: Музыка, 1976. 135 с.
  7. Долинская Е. В. Театр Прокофьева. Исследовательские очерки. М.: Композитор, 2012. 376 с.
  8. Друскин М. Музыкальный театр Прокофьева // Друскин М. Избранное: монографии, статьи. М.: Совет. композитор, 1981. С. 223-225.
  9. Захарова О. Ю. Русский бал XVIII ? начала XX века. Танцы, костюмы, символика. М.: ЗАО "Центрполиграф", 2010. 448 с.
  10. Кандинский А. И. Диалоги Прокофьева на оперной сцене // Кандинский А. И. Статьи о русской музыке. М., 2010. С. 660-669.
  11. Колесникова А. Бал в России XVII - начала XIX века. СПб.: Азбука-классика, 2005. 304 с.
  12. Лобачева Н. Прокофьев - читатель: к истории оперных замыслов 1940-х годов // Музыкальная академия. 2008. № 4. С. 63-77.
  13. Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб.: Искусство, 1994. 339 с.
  14. Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева. Изд-е 2-е, пер. и доп. М.: Советский композитор, 1973. 713 с.
  15. Покровский Б. А. Моя жизнь - опера. М.: Аграф, 1999. 272 с.
  16. Прокофьев С. С. Война и мир: опера: клавир. М.: Музыка, 1973. Т. 1. 220 с.
  17. Прокофьев С. С. Война и мир: опера: клавир. М.: Музыка, 1973. Т. 2. 328 с.
  18. Прокофьев С. С. Материалы, документы, воспоминания. М.: Госмузиздат, 1956. 468 с.
  19. Ручьевская Е. А. "Война и мир": роман Л. Н. Толстого и опера С. С. Прокофьева. СПб.: Композитор, 2010. 478 с.
  20. Сабинина М. "Война и мир" (опера С. Прокофьева) // Советская музыка. 1955. № 12. С. 29-38.
  21. Савельева Ю. Зрелища, концерты и "вокзалы" в общественных садах Петербурга первой трети XIX века // Старинная музыка. 2002. № 2. С. 16-18.
  22. Толстой Л. Н. Собрание сочинений: в 20-ти т. М.: Гослитиздат, 1961. Т. 5. 302 с.
  23. Ушуллу И. И. Оперная и романсовая музыка П. И. Чайковского: жанрово-стилистические параллели // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурологи и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 7 (21): в 3-х ч. Ч. I. С. 202-206.
  24. Энтелис Н. Пушкинский бал: с описанием традиций и подлинными танцами. СПб.: Композитор, 1999. 54 с.
  25. Южак К. Возвращаясь к Наташе Ростовой в "Войне и мире" Прокофьева // Отражения музыкального театра. СПб., 2001. Кн. 2. С. 44-49.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru