Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 10. Ч. 2. С. 102-105.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

СТАНОВЛЕНИЕ ЖАНРА РОМАНТИЧЕСКОГО ФОРТЕПИАННОГО ЭТЮДА В РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

Маслова Татьяна Юрьевна
Детская школа искусств Нижегородской области, г. Кулебаки


Аннотация. В статье представлена панорама становления и развития жанра фортепианного этюда в России конца XIX - начала XX века. Автор предлагает типологию жанра фортепианного этюда, выявляет две ветви в развитии жанра: вокальная трактовка, исходящая из имманентных свойств рояля в духе Шопена, и оркестровая трактовка фортепиано в духе Листа. С этих позиций в статье рассматривается этюдное творчество русских композиторов: А. Г. Рубинштейна, С. М. Ляпунова, А. С. Аренского; анализируются черты их стилей, предлагаются характеристики основных типов этюдного жанра.
Ключевые слова и фразы: инструктивный этюд, концертный этюд, программный этюд, память жанра, семантическое поле жанра, симфонизация жанра, камерная трактовка жанра, instructive etude, concert etude, program etude, genre memory, semantic field of genre, symphonization of genre, chamber interpretation of genre
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Асафьев Б. В. Русская музыка: XIX и начало XX века. Л.: Музыка (Ленингр. отд-ние), 1968. 324 с.
  2. Баренбойм Л. Антон Григорьевич Рубинштейн: в 2-х т. Л.: Музгиз (Ленингр. отд-ние), 1957. Т. 1. 1829-1867. 455 с.
  3. Зенкин К. В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 1997. 415 с.
  4. Мильштейн Я. Ференц Лист: монография: в 2-х т. М.: Музыка, 1971. Т. 1. 864 с.; Т. 2. 600 с.
  5. Назайкинский Е. В. Поэтика музыкальной миниатюры // Назайкинский Е. В. Статьи о музыке. М., 2008. С. 371-391.
  6. Терентьева Н. А. Зарубежные инструктивные этюды и упражнения первой половины XIX века для фортепиано: автореф. дисс. … к. искусствоведения. Л., 1974. 24 с.
  7. Цыпин Г. М. А. С. Аренский. М.: Музыка, 1966. 179 с.
  8. Шабшаевич Е. М. Русская фортепианная культура глинкинской эпохи: дисс. … к. искусствоведения. М., 1995. 252 с.
  9. Шифман М. С. Двенадцать этюдов Ляпунова и некоторые вопросы их интерпретации // Вопросы музыкально-исполнительского искусства / под ред. Л. С. Гинсбурга, А. А. Соловцова. М.: Музгиз, 1958. Вып. 2. С. 374-401.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru