Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 10. Ч. 2. С. 131-134.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

ОСОБЕННОСТИ ПРИНЦИПА МОНОТЕМАТИЗМА В МУЗЫКЕ С. И. ТАНЕЕВА

Лукина Галима Ураловна
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского


Аннотация. Статья посвящена монотематизму как одному из ведущих принципов построения произведений С. И. Танеева. Предлагается рассмотрение танеевского монотематизма в контексте русского мелоса и европейской полифонической школы. Особое внимание автор уделяет типологической близости принципа монотематизма музыки Танеева попевочному принципу варьированного единоначатия знаменного роспева. Подобный взгляд расширяет культурологический контекст изучения стиля музыки Танеева, способствует осмыслению его в диалектическом единстве западноевропейских и русских национальных многовековых форм художественной культуры.
Ключевые слова и фразы: теория музыки, музыка С. И. Танеева, русский стиль, монотематизм, русский мелос, знаменный роспев, theory of music, S. I. Taneyev’s music, the Russian style, monothematism, the Russian melos, echoes chant
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1963. 379 с.
  2. Бобровский В. П. Монотематизм // Муз. энциклопедия. М., 1976. Т. 3. С. 647-649.
  3. Ефимова И. В. Концепция жанра в древнерусском певческом искусстве (опыт истолкования) // Художественные жанры: История. Теория. Трактовка. Красноярск, 1996. С. 160-171.
  4. Ильин И. А. Собр. соч.: в 10-ти т. М., 1994. Т. 3. 592 с.
  5. Кручинина А. Н. Попевка знаменного роспева в русской музыкальной теории XVII в. // Певческое наследие Древней Руси (история, теория, эстетика). СПб., 2002. С. 46-150.
  6. Протопопов В. В. Творческий путь С. И. Танеева // Памяти Сергея Ивановича Танеева. 1856-1946: сб. ст. и материалов к 90-летию со дня рождения. М. - Л., 1947. С. 60-101.
  7. Соловьев В. С. Литературная критика. М., 1990. 422 с.
  8. Танеев С. И. Нотная тетрадь с гласами. Глас 3. Глас 4. 8 л. // Архив Государственного Дома-Музея П. И. Чайковского, фонд С. И. Танеева. В. 1. Папка 36. № 515.
  9. Танеев С. И. Подвижной контрапункт строгого письма / ред. С. С. Богатырев. М., 1959. 383 с.
  10. Танеев С. И., Чайковский П. И. Письма. М., 1951. 557 с.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru